Роспись стен

Роспись стен как элемент современного интерьера

Любой словарь вам расскажет, что слово «интерьер» происходит от латинского «in-terior» — «внутренний вид». В сравнительной степени искомое «in-terior» превращается в термин, равнозначный понятиям: «расположенное ближе к середине (центру)», «тайное» или «глубинное». Конечно, современный интерьер давно уже открыл любопытствующим особам все свои тайны, однако у каждого дома по-прежнему где-то в недоступной для посторонних взоров глубине скрывается уютное и трепетное сердце и так же неизменно каждый заботливый хозяин стремится показать родное жилище в наиболее выгодном свете.

Художественная роспись стен и потолков станет тем недостающим звеном в декоративном оформлении помещения, которое поможет осветить ваш дом в самых лучших красках и добиться действительно неповторимых оттенков. Монументальная живопись как элемент современного интерьера позволит достичь особой оригинальности в отделке и дизайне, которой не могут похвастаться прочие отделочные материалы и техники оформления.

Чтобы создать ощущение завершенности, художнику не обязательно выдерживать стилистику настенной живописи в абсолютном соответствии с концептом дизайнерского проекта или творческой задумкой заказчика, но обязательно — в результате своей работы сформировать гармонично украшенное пространство. Это означает, что роспись интерьера должна находиться в «согласии» с общим контекстом. XXI век в качестве такого контекста предлагает бескрайнее разнообразие вариантов: начиная от подражания роскошному убранству дворцовых комплексов давно канувшего в Лету эллинистического мира и заканчивая футуристической обстановкой еще не наступивших времен.

Художники Алексей Бриков и Александра Ласкаржевская виртуозно выполнят декоративную роспись любого интерьера, однако живописнее всего их произведения дополнят интерьеры в классическом ключе. Под классикой здесь подразумевается настенная роспись, написанная в духе мастеров античности, итальянского Возрождения, викторианской эпохи, пасторального рококо периода правления французской династии Бурбонов, эффектного барокко или элитарного Арт-Деко.

Надо заметить, что в последнее время возвращение к образам и сюжетам классицизма становится не менее популярной тенденцией, чем обращение к графическим канонам хай-тека. Востребованность настоящего академического искусства налицо, а вот художников, владеющих характерными приемами академизма, не так уж и много. Однако Алексей Бриков и Александра Ласкаржевская входят в число воспитанников Ильи Сергеевича Глазунова, возродившего в 1987 году Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества. Они хорошо знакомы с традициями русской и европейской реалистической художественной школы и способны создавать произведения высокого уровня профессионализма. Филигранность работы и четкое понимание сути различных направлений классической живописи позволяют супружеской паре оформлять интерьеры исключительно в рамках заданного «жанра»: если заказчик захочет расписать потолок подобно плафонам эпохи барокко, то конечным итогом сотрудничества станет живопись именно в стиле барокко, а не эклектичный продукт, сочетающий черты маньеризма и Арт-Деко.

Обратившись к Алексею и Александре, вы не просто закажите фреску или декоративное художественное полотно, а совершенно точно выберете время и место действия для вашей картины. Этот вопрос будет ограничен лишь вашей фантазией и пожеланиями, и ничем более! Но чтобы вы могли сориентироваться, не заблудившись среди длинной ленты чередующихся исторических эпох, ниже представлен краткий обзор каждой из них и влияние того или иного вида росписи на интерьер в целом.

Античная роспись: Древний Рим и Эллада

Древнеримская роспись потолков и стен отличалась изобразительной многоликостью и тяготением к прямо противоположным стилям оформления на разных этапах своей истории: если орнаментальный стиль живописи копировал идеализированные и строгие произведения эллинистического искусства, то пришедшее ему на смену комбинированное направление монументально-декоративного творчества излюбленными мотивами выбрало роскошь, театральность и помпезность.

Собственно говоря, этим и прекрасна имитация античной настенной росписи: она предоставляет широчайшие возможности для декоративного сопровождения дизайнерских проектов «a la antiquitе». Праздничная пышность и богатство убранства — пожалуйста, сдержанность и уравновешенность — без труда!

А архитектурно-перспективный стиль позволит вписать в композицию любые скульптурные элементы: колонны, портики, пилястры и т. д. Таким образом на гладкой поверхности картины можно воссоздать полное ощущение рельефности и объемности. И если только пожелаете, то Алексей и Александра откроют «окно» в любой из древнеримских городов, который вам захочется увидеть на стенах своего дома. Вполне вероятно, что этот городской пейзаж будет похож на помпейскую фреску, найденную на вилле Боскореале (около 40 г. до н. э).

 

А, может быть, ваш дом украсит захватывающая панорама средиземноморского курорта в «канве» старинной архитектурно-перспективной декоративной схемы (настенная роспись работы Алексея Брикова, 2010 г.)?..

 

...или заинтересует художественная имитация античного орнамента — такая же утонченно-прекрасная, как и на фреске Алексея?

 

 

 

 

Настенные картины «Rinascimento»

Стоит задаться вопросом: «Как может быть монументальное искусство итальянского Ренессанса приложимо на практике к конкретному интерьеру и какой визуальный эффект создают живописные творения, имитирующие истинное «Rinascimento»? Таится ли за красивым словом столь же красивая роспись интерьеров?

Культура эпохи Возрождения пришла на смену нравам темного Средневековья в начале XIV века, став «глотком свежего воздуха» и творческим стимулом для архитекторов, художников и литераторов. Церковный аскетизм, сконцентрированность на религиозных ценностях уступили свое место не меньшей сконцентрированности на человеке как на одном из центров мироздания.

Фресковые росписи, воссоздающие манеру Сандро Боттичелли, Антонио Корреджо или Леонардо да Винчи, могут быть представлены огромным множеством композиций, цветовых акцентов и сюжетных линий. Но если вы хотите обогатить интерьер органичными природными пейзажами, обнаженной натурой, мифологическими либо библейскими образами и поэтическим сюжетом, прославляющим красоту и мощь человеческого тела, то «Rinascimento» станет идеальным решением для вашего интерьера.

Наглядным подтверждением вышесказанному является «Рождение Венеры» (1482-1486 гг.), принадлежащее кисти Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи (Сандро Боттичелли).

 

 

 

 

Это полотно не относится к монументальной живописи, но характер настенной росписи в стиле Ренессанса иллюстрирует как нельзя лучше. В портфолио Александры Ласкаржевской присутствует великолепное панно, выполненное в лучших традициях ренессансного изобразительного искусства. Взгляните — может быть, работа в подобной манере естественнее всего впишется в интерьер вашего дома?

 

«Perola barroca»: эффектно, аристократично и красочно

«Perola barroca» переводится с португальского как «жемчужина с пороком», но, поверьте, в барочном искусстве Италии, Испании, Франции и Голландии XVII-XVIII вв. живописные «драгоценности» присутствовали в гораздо большем количестве, чем искаженные художественные преувеличения, изъяны или излишества. Художников эпохи барокко объединяло стремление к динамизму сюжетного действа, красочности, масштабности и благородству натуры. Андреа дель Поццо, Джанбаттиста Тьеполо, братья Карраччи, Симон Вуэ, Юбер Робер, Веласкес, Эль Греко — это лишь немногие имена барокко, запечатлевшие свое творчество в истории навеки и распространившие влияние своего таланта на культурное пространство Европы навсегда. Их произведения не имеют срока давности, их последователи находятся в любом столетии, их картины и фрески в виде репродукций украшают огромное число современных интерьеров.

Но надо сказать, что роспись стен и потолков, выполненная созвучно принципам барочной живописи, «подчиняет» себе остальные компоненты интерьера так, как никакой другой вид росписи. Она требует особой обстановки и особого дизайна, приближенных к атмосфере итальянских палаццо или версальских залов. Эта декоративная роспись бросает настоящий вызов художнику, поскольку невозможна без высочайшего уровня квалификации и мастерства.

Там, где классический элемент Ренессанса тяготеет к сдержанности и уравновешенности композиции, стремясь сохранить эмоциональную дистанцию между картиной и зрителем, барокко с необузданной энергичностью старается овладеть его вниманием и потрясти до самых глубин души. Барочная настенная живопись также предусматривает применение техники иллюзионизма, а «trompe d'oeil» (обман зрения) — это отнюдь не примитивно помещенное в рамку подобие фотографии, это полноценная «вторая реальность».

Характерным образцом «perola barroca» является фрагмент потолочной фрески итальянского художника Пьетро да Кортона (Берреттини) «Высадка троянцев в устье Тибра» в римском Палаццо Дориа-Памфили (1651-1654 гг.).

 

 

 

 

Похожие работы в стиле барочной эпохи выполняли на заказ и Алексей Бриков совместно с Александрой Ласкаржевской. Например, в 2010 г. великолепной росписью «Вознесение Пресвятой Богородицы» ими был украшен потолок загородного дома одного из заказчиков.

 

Художественная роспись «rocaille»: изысканность и грациозность

История о монументальной живописи, имитирующей типичные черты рококо, не будет полной без рассказа о Франции первой половины XVIII века, о венценосном регенте Филиппе Орлеанском и несовершеннолетнем наследнике французского престола Людовике Бурбонском. Рококо зародилось в те времена, когда, по меткому выражению Пушкина, «ничто не могло сравниться с вольным легкомыслием, безумством и роскошью французов». Как говорил наш великий соотечественник, во времена регентства «алчность... соединилась с жаждою наслаждений и рассеянности», что привело в итоге к имущественным и моральным потерям общества. «Французы смеялись и рассчитывали», а «государство распадалось под игривые припевы сатирических водевилей». Кстати, в 1716 году именно во Франции появились первые бумажные деньги и первая мошенническая пирамида по выпуску ничего не стоящих акций с участием государства.

Да здравствует король и здравствуй, рококо! Разве мог в такой Франции возникнуть какой-то иной стиль, кроме как стиль изящества, эротизма, декораций и театральности? Художественная формула истинного «rocaille» дополняется изображением неподдельной меланхолии, а стремление укрыться от реальности и бурлящего веселья светских развлечений в деревенской глуши добавляет в этот изящный коктейль немного пасторальных идиллических сцен.

Яркой иллюстрацией живописи рококо служит картина Франсуа Буше «Похищение Европы» (1732-1734 гг.).

 

Если вы задаетесь вопросом о том, как привнести в ваш интерьер чуточку французского шарма и изысканности, то роспись стен и потолков «a la rocaille» станет правильным ответом. Надо отметить, что художница Александра Ласкаржевская не только хорошо знакома со стилистикой рококо, но и создала в аналогичном «жанре» целый ряд декоративных произведений (настенную роспись, роспись мебели и панелей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Викторианская живопись, или об искусстве Великой Британии

Викторианская эпоха получила свое название соответственно периоду правления Виктории — королевы Великобритании и Ирландии, ставшей последним представителем Ганноверской фамилии на английском троне. Период царствования Виктории продлился достаточно долгое время — целых 64 года (с 1837 по 1901 гг.). Несмотря на то, что настоящим королем XIX века скорее стал пресловутый средний класс, Виктория в значительной степени повлияла и на образ жизни своих подданных, и на искусство Великой Британии. Влияние королевы обусловили отказ самой правительницы, ее двора и членов аристократических семейств от бесплодного фатовства, роскошеств и «красивых» удовольствий. Новые ценности были приняты социумом с одобрением, что стимулировало возникновение «английского классицизма» и его дальнейший расцвет. «Красноречивым» образцом английского классического искусства стала работа Фредерика Гудалла «Цветущее майское дерево», изображающая деревенский быт — тяжелый и трудный, но, как и положено согласно викторианской морали, являющийся единственно достойным путем к благосостоянию.

 

 

 

 

Только лишь в 1850-х гг. в Англии появилось реакционное художественное движение прерафаэлитов, которые свое творчество противопоставили относительности викторианских ценностей, академическим живописным догмам и слепому копированию классических картин Рафаэля и Микеланджело. Как следствие, теперь мы имеем возможность лицезреть сказочные и романтические образы на полотнах Данте Габриэля Россетти, Уолтера Крейна, Джона Эверетта Милле, Эдварда Бёрн-Джонса, Артура Хьюза, Джона Уильяма Уотерхауса и пр.

Характерным примером живописного произведения в духе мировоззрения «Pre-Raphaelites» является «Апрельская любовь» Артура Хьюза (1855-1856 гг.). Взглянув единожды на картину, сразу становится понятно: сочные краски и насыщенные эмоции — это то, чем может обогатить ваш интерьер викторианская возвышенная и лиричная живопись.

 

 

 

 

Задумываясь о том, как придать спальне романтичный флер, гостиной — классическую строгость, а детской — «пару ложек» волшебства, стоит помнить: роспись домов в викторианском стиле выручит вас не хуже эльфа из кельтских сказок. Или восхитительной феи из картины Джона Симмонса...

 

Следует заметить, что независимо от исторической эпохи английский стиль в интерьере представляет собой великолепное сочетание артистократизма и определенной умеренности. Как и все, что когда-нибудь имело место появиться в пределах достославного королевства, английский интерьер характеризует стремление к перфекционизму и сбалансированности.

Если вы являетесь приверженцем семейных традиций и домашнего комфорта, то классический английский интерьер обязательно вам подойдет. Обычно под английскими интерьерами понимают комбинацию элементов из викторианского и георгианского контекста. Академический викторианский стиль заметно тяготеет к классическим очертаниям античной архитектуры и яркой палитре, а георгианский отличается монохромностью цветовой гаммы (как правило, светлых оттенков).

Такую обстановку замечательно дополнит роспись стен квартир, похожая на недавнюю работу Алексея Брикова.

 

 

 

 

«Art Deco»: визитная карточка эклектики

«Art Deco» изначально зародился как синтез неоклассического и модернистского направлений, вместив затем в себя и черты функционализма. Иными словами, Арт Деко с самого начала заявил о себе как об эклектичном стиле, способном гармонично соединять в одном и том же интерьере абстрактные картины, классическую меблировку и нетрадиционные атрибуты.

Этимологические корни понятия «Арт Деко» связаны с названием Международной выставки современных и декоративных искусств и ремесел «Exposition Internationale des Art Decoratifs et Industriels Modernes», прошедшей в 1925 году в Париже. Однако устоявшееся терминологическое обозначение этого стиля сформировалось гораздо позднее — в 1966 году, во время возобновления выставочных мероприятий в парижском Музее декоративных искусств («Musee des Arts Decoratifs»).

«Art Deco» сознательно отвергает любые проявления сдержанности, приветствует пышность и богатство обстановки, а также целеустремленно пытается найти источник вдохновения в прошлых эпохах, доисторическом периоде и экзотических культурах. Широкое распространение он получил в 1920-1939 гг. и наиболее отчетливо проявился в архитектурных и дизайнерских формах. Надо сказать, сегодняшние специалисты в сфере дизайна по-прежнему хранят в своем творческом багаже немало идей и схем оформления в стиле «Арт Деко». Обусловлено это ностальгическими трендами в дизайне интерьеров, которые то и дело заставляют возвращаться к ретроформам «Арт Деко», воссоздающим специфическую атмосферу шика, элегантности и импульсивности.

Характерной иллюстрацией стилистики «Art Deco» являются великолепные творения парижского модельера Поля Пуаре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как вы можете заметить, для «Арт Деко» важны именно форма и цвет, а вот украшающим деталям, рисунку и орнаменту придается второстепенное значение. Этот стиль предпочитает естественным мотивам абстрактные и стилизованные темы. Ну и, разумеется, «Арт Деко» не способен обойтись без яркости и сочности оттенков.

Если вы окончательно и бесповоротно решили, что «Art Deco» станет лучшим способом воплощения ваших задумок в интерьере, то вам необходимо знать, что представители данного стиля намеренно пренебрегали товарами массового промышленного производства и считали допустимым использование в оформлении помещений предметов исключительно эксклюзивной работы. А что может быть эксклюзивнее нежели, чем роспись стен в интерьере?

Помимо настенной живописи, Александра Ласкаржевская поможет расписать в стиле «Арт Деко» абсолютно любую мебель:

 

 

 

 

Подводя итоги, с уверенностью следует сказать: современный интерьер может быть выполнен в русле какого бы то ни было стиля или вообще являться эклектичным по определению, однако классическая художественная роспись стен и потолков остается тем последним штрихом, который добавит вашему дому не просто шика или богатства, но прежде всего — индивидуальности! Обратитесь к настоящим мастерам своего дела и выберите «правильную» индивидуальность, которая подчеркнет своеобразие вашего интерьера, а не исказит его. Доверяйте свой дом только в надежные руки, и тогда он обязательно отблагодарит вас великолепным декором!