Перспективы развития реалистического искусства в современной России
Предыстория: советский портрет «под солнцем» цензуры
Социалистический реализм, выступая в роли определенного «цензора», заметно обеднил творческое разнообразие советских художников-портретистов, однако в то же время и обогатил новыми типажами персонажей и картин. Портреты, созданные в 1930-1940 гг., не только «восхваляли» вождей революции в масштабных художественных циклах, но и вывели на первый план живописных произведений «людей из народа»: рабочих, колхозников, солдат и др. В это время работали еще мастера старой, дореволюционной школы: Петров-Водкин, Нестеров, Малютин, Грабарь, Кончаловский, Фаворский, Пластов. Новое поколение живописцев появилось в 1950-1970 гг., привнеся в портретный жанр множество свежих идей и изобразительных средств.
Среди них, прежде всего, можно отметить: представителей художественного течения «суровый стиль»; приверженцев «фотореализма»; авторов ленинградской школы живописи; художников постмодернитского соц-арта; портретистов, придерживавшихся канонов классического реализма.
На московских живописцев «сурового стиля» в большей степени оказало влияние искусство «досталинского» периода и в меньшей степени воздействовало творчество итальянского неореализма. То есть главными героями портретов выбирались, как правило, обычные труженики советских будней - такие, как в картине Таира Теймур оглы Салахова «Ремонтники» (1960 г.).
Гораздо реже героями картин портретистов «сурового стиля» оказывались персонажи совсем иного характера. В данном смысле интересна работа Гелия Михайловича Коржева «Влюбленные» (1959 г.), являющаяся своего рода «художественной цитатой» сцены из итальянского фильма. Нарисован портрет маслом, но у зрителя возникает полное ощущение созерцания именно кинокадра, а не художественного произведения: настолько точно, реалистично и композиционно верно живописец выразил свой замысел на холсте. Однако даже этот лирический портрет написан Г. М. Коржевым в «суровой» стилистике.
Как утверждал позднее сам художник, «строгость» картины вызвана тем, что его «Влюбленные» несут на себе тяжелый отпечаток войны. Прообразом мужского персонажа послужил вполне реальный человек с трудной, и, как сказали бы сегодня, героической биографией: он принимал участие в Гражданской войне еще совсем юным мальчишкой, потом участвовал в коллективизации на селе, воевал в добровольном ополчении в Великую Отечественную. Его судьба была тесно переплетена с судьбой самой страны и жизнями сотен других соотечественников. Именно поэтому чувствуется, что главный герой - это «живой» участник композиционного ряда, каждая черта его и каждая деталь прорисованы художником с любовью.
Ленинградская школа живописи была сформирована в творческих кругах Ленинградского же отделения Союза советских художников, которое, кстати, просуществовало вплоть до 1991 года. Как самостоятельное направление она сложилась под влиянием творчества академической школы и некоторых передвижнических идей: бывших воспитанников Петербургской Академии художеств и последователей Чистякова, Куинджи, Репина. Одним из классических представителей данной школы является Александр Николаевич Самохвалов. Его картина «Под солнцем» (1953 г.) явственно обозначает характерные особенности творчества ленинградских живописцев, которые будут безусловно признаны несколько позднее - только после художественных выставок 1960-1970 гг., а окончательно по прошествии в 1976 году выставки «Изобразительное искусство Ленинграда».
Женский портрет «Под солнцем» вобрал в себя все присущие художникам Северной Пальмиры того времени творческие решения и, прежде всего, типичную для данной школы утонченность и гармоничность цветовых соотношений картины. Изысканная игра цвето- и светотени потрясает воображение и выходит на первый план, приглушая, пожалуй, даже композиционно-сюжетную роль самой героини произведения. Заметен здесь и повышенный интерес художников данного направления к воплощению обобщенных живописно-пластичных образов.
Портретный жанр в стиле фотореализма зародился в США и, естественно, получил распространение преимущественно в Соединенных Штатах и в странах Европы. В СССР фотореализм как форма искусства не нашел существенного отражения в художественной среде. Единственным живописцем, сколько-нибудь заинтересовавшимся этим движением, можно назвать Эрика Владимировича Булатова.
В 1970-х гг. в качестве альтернативы официально разрешенной живописи возник соц-арт. Соц-арт, пародирующий, удивляющий и даже эпатирующий своего зрителя, был своебразной «реакцией» художественной среды, пресытившейся официозом и не вписывающейся в строгие рамки «подцензурного» творчества. Ярким примером соц-арта является групповая картина-портрет «Горизонт» (1971-1972 гг.), принадлежащая авторству все того же Эрика Булатова, одного из родоначальников нового движения.
Картина оставляет двойственное впечатление, вынуждая разрешать дилемму: «фото-художественный портрет». С одной стороны, работа выполнена во вполне классической живописной технике, но с другой - зрителя не покидает смутное ощущение, что подобные фигуры, пейзажный фон и общий композиционный ряд он уже видел где-то. Ответом на вопрос «где?» станет любая групповая фотография, сделанная в спонтанной обстановке.
Двусмысленность произведения подчеркнута и многослойным пространством портрета: поверх обычного натуралистичного пейзажа помещен легко узнаваемый советский плакатный символ. По словам самого Булатова, таким образом он хотел показать ненормальность, «неправильность» окружающего пространства, повсеместно искаженного догмами и атрибутикой официальной идеологии.
Реализм: возрождение классического искусства в России
В существовавших условиях подцензурности каждого художественного произведения и каждого живописного портрета настоящим мастерам выжить было невероятно сложно. Причем необходимо было не только выжить, но и не перейти в стан советского андерграунда, которому власти перекрывали любую возможность выставлять свое искусство на всеобщее обозрение и общаться с широким кругом публики. Оставаться при этом верным принципам классического (а не социалистического) реализма было подчас невозможно. Сделать это удавалось только единицам - творческим единицам высочайшего мастерства, таланта и упорства. Одним из таких художников является Илья Сергеевич Глазунов.
По его собственному признанию, живописцем Глазунова сделал Ленинград - «с громадами стройных домов, его Дворцовая площадь, его Нева, мосты, ветер… Эрмитаж - мерцание будто бы свечей, отраженное в паркете, темные прорывы картин в золоченых рамах…».
Огромным ударом для художника стала блокада Ленинграда, оставившая навсегда в его памяти глубокие зарубки: потеряв тогда в возрасте 11 лет всех родных и близких, он чудом спасся, выбравшись из города по Дороге жизни.... Много лет спустя, перед окончанием Ленинградского художественного института имени Репина Глазунов выдвинул в качестве дипломной картину «Дороги войны», в которой он отразил свои личные воспоминания. Руководство в полном составе отказало студенту, поместив произведение в категорию «антисоветщины». Разве можно изображать не победу, а поражение и отступление советской армии? Таким образом, уже студентом Глазунов выпал из обоймы художников «советского» искусства. Выставить свою работу Илья Сергеевич сумел лишь в 1964 году, в Манеже, после чего экспозицию закрыли, а картину уничтожили. Безумное сожаление вызывает тот факт, что мы не в состоянии теперь увидеть оригинала, но посмотреть на воссозданную картину возможно: в 1980-х гг. Глазунов восстановил это поистине монументальное произведение.
Групповая картина-портрет достоверно отображает драматическую обстановку военного времени: когда вражеские войска активно наступали и оккупировали огромные территории страны; когда не было еще ни победы под Сталинградом, ни Курской дуги и в душе царили ужас и тревога за свое будущее, будущее своих детей; когда главным было - спастись в этой страшной сумятице и не попасть под оккупацию, где жизнь обесценивалась до нуля. Вот такую дорогу - дорогу войны, отступления и надежды изобразил в своем произведении Глазунов. Вряд ли официальная идеология могла назвать подобную картину отвечающей принципам соцреализма, если сюжета картины не должно было быть в реальности... Зато сейчас с уверенностью можно сказать, что работа художника полностью отвечает морально-нравственным принципам, принципам правды и настоящего реализма.
Ильей Сергеевичем также были написаны портреты самых разных людей из самых различных социальных слоев: общественных деятелей, литераторов, представителей научных кругов и обычных, ничем, казалось бы, не примечательных людей. Однако если сравнить портрет короля Швеции Карла XVI Густава (1974 г.) и произведение «Старик с топором. Деревня» (1950 г.), то легко заметить одинаково ровное и вдохновенное отношение живописца к работе: к воссозданию характера образов, к отображению их внутреннего мира, созданию пластичных форм, построению композиционного ряда, проработке цветовых нюансов и пр.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Резюмируя, решительно можно говорить о том, что Илья Глазунов - живописец, творчество которого в течение нескольких десятков лет вызывает искренний интерес и неизменные дискуссии. Безмерное восхищение зрителей и жесткие рецензии критиков всегда сопутствовали его творческому и жизненному пути. Однако ничто не смогло помешать художнику в деле воссоздания классического реализма в живописи в духе его учителей и идейных вдохновителей: Иванова, Нестерова, Репина, Кустодиева, Сурикова, Рябушкина, Васнецова, Рубенса, Ван Лейка, Веласкеса, Тициана...
В 1987 году он самостоятельно, без чьей-либо помощи и поддержки, буквально из руин возродил Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, которой 12 лет спустя было присвоено его имя. Высшее художественное учебное заведение имени Глазунова тщательно оберегает и развивает наследие русского и европейского стилей реализма, стоящего на двух столпах: скрупулезном исследовании натуры и непрестанном совершенствовании мастерства, подразумевающего доскональное освоение изобразительных средств классической школы. Пристальное внимание Илья Сергеевич уделил и воспитанию в своей портретной мастерской новых, достойных талантов. Среди учеников Глазунова, в частности, можно выделить, художников-портретистов Алексея Брикова и Александру Ласкаржевскую.
Портрет XXI века: возобновляя старые традиции
Образовательная программа нынешней Российской академии живописи Глазунова сродни прежней - строгой и догматической - программе обучения Императорской академии, которая дала миру Врубеля, Иванова, Брюллова. Авангард в учебном заведении никогда не приветствовался и не приветствуется априори, поскольку сам смысл преподавания сводится к возвращению реализма в живопись и в работы художников нового поколения.
Неудивительно, что будучи учеником прославленного мастера, Алексей Бриков придерживается тех же принципов реалистичности и правдивости в своих произведениях. Портреты художника, равно как и вся его станковая живопись в целом, рисуют зрителю необычайно достоверные образы. Причем искусность живописца позволяет ему создавать подобные картины даже в отсутствие натуры, а лишь по фотографическим снимкам.Нарисовать портрет по фото при соответствующем качестве снимка - это не просто выполнимая задача для Брикова, но выполнимая им с невероятной виртуозностью. Примером тому служат многочисленные художественные произведения, созданные мастером именно таким образом, в частности, представленный ниже семейный портрет:
|
|
|
|
|
|
|
|
Художнику удалось максимально точно передать не только внешний облик своих героев, окружающего их пейзажного фона, но и воспроизвести эмоциональную атмосферу, настроение, царившее на оригинальном фотоснимке. Такой «портрет с фотографии» будет радовать счастливых владельцев долгие годы, а потом, может быть, превратится в настоящую семейную реликвию. «Оживить» пожелтевшие снимки, как вы видите, художник может и в том случае, когда качество первоначального исходного материала оставляет желать лучшего.
Заказать художественный портрет у Алексея Брикова можно с указанием конкретной техники выполнения: акварелью, маслом (что для портретной живописи все же предпочтительнее) или в графическом варианте. Но всегда это будет качественное произведение, воссоздающее прототип с предельно возможной достоверностью и в совершенно классическом ключе. Портретная студия Брикова - это средоточие европейской и русской классики живописи во всех ее проявлениях: гармоничные пластические формы, естественная цветовая гамма, натуралистичность образа, стройность общего композиционного ряда и пр. Говоря обычным языком, мастер нарисует ваш портрет так, как это сделали бы Рокотов, Серов или Репин, но никоим образом не как Дега или Малевич. И уж совсем точно не станет совмещать вашу фигуру с головой животного, как это принято у некоторых сегодняшних знаменитостей. Зато, в соответствии с пожеланиями заказчика, художник добавит вашему классическому портрету нотки романтичности, сентиментальности или поместит вас в любую историческую эпоху, будь то времена античного мира или век рококо.
Яркой иллюстрацией многогранности таланта живописца служат два женских портрета, выполненных в различной технике (акварелью и маслом), но представляющих собой одинаково великолепные художественные произведения:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Галерея портретов Алексея Брикова обширна, но в ней всегда найдется место для нового произведения, будь то семейный, мужской, женский или детский портрет. Относительно женских портретов хотелось бы сказать отдельно. Алексей Бриков - это художник, способный работать с самыми различными моделями - любого возраста и любого типажа. В своей мастерской он создаст волшебную фактуру портрета и очаровательнейшие линии силуэта вне зависимости от роста, веса или иных качеств заказчицы-натурщицы. Художник реалистично передаст лучшие из ваших достоинств и виртуозно скроет какие бы то ни было недостатки (если последние вообще являются таковыми, а не «придуманы» для вас современными журналами мод). Это касается и произведений в стиле «ню».
Говоря о новом поколении художников классического направления, невозможно не упомянуть также и об Александре Ласкаржевской, которая является продолжателем большой художественной династии, став живописцем уже в четвёртом поколении.
А. Ласкаржевская ведет свой род от выдающейся художницы Татьяны Ниловны Яблонской - академика, профессора и лауреата Государственных премий. Сама Т. Н. Яблонская родилась и воспитывалась в семье художника, графика и преподавателя словесности Н. А. Яблонского. Картины Татьяны Ниловны, написанные ею в портретном жанре, выдержаны в стилистике социалистического реализма - сообразно исторической эпохе, в которой она жила. Много позже, во времена «разоблачения культа личности», некоторые критики упрекали ее в в идеализировании действительности, в кощунственной для голодных советских крестьян художественной фальсификации. Но так могли говорить только те, кто не знал ни жизненной биографии Яблонской, ни ее работ. К примеру, знаменитое полотно «Хлеб», созданное в 1949 году и сделавшее ее лауретом Государственной премии, было выполнено совсем не в стиле соцреализма.
Этот групповой портрет послевоенных лет вроде бы отвечает всем требованиям канонов социалистического реализма: типичные персонажи «из народа» - энергичный и сплоченный трудовой коллектив; типичное смысловое содержание в духе идеологических установок Советского Союза, изображающее достаток и изобилие в стране и пр. И все бы было так, если бы не одна деталь: на фрагменте картины, в левом нижнем углу, изображен мешок, на котором указаны точные адрес и дата сюжетного действа. И это время неслучайно запечатлено художницей - время послевоенной разрухи и голода. Особенно тяжелой обстановка с продовольствием была в Молдавии, в Сталинградской области и в некоторых районах Украины. А ведь натурными зарисовками масштабного полотна послужили зарисовки, сделанные именно в украинской сельской артели... Так что скрытый, подлинный смысл произведения не соответствовал явному, с такой радостью воспринятому официальной властью. Да и могло ли быть иначе, могла ли художница вложить в свое произведение другой смысл, если самый разгар войны три года она провела в Саратовской области - на сельскохозяйственных и полевых работах. Она так же, как и ее героини, знала, что такое пасти стада, молотить зерно и укладывать стога - и все это в полуголодном состоянии. Яблонскую со всем правом можно назвать художником не социалистического, а подлинного - классического - реализма.
И Александра Валерьевна Ласкаржевская, помимо таланта, взяла в наследство от своей прародительницы то самое упорство в придании живописным образам максимальной достоверности и правдивости. Благодаря преемственности поколений художественные заветы классицизма были пронесены сквозь несколько десятков лет. Недаром темой дипломной работы художницы по окончании обучения в исторической мастерской Ильи Глазунова стала тема раскулачивания.
Портреты Александры Ласкаржевской - это возможность запечатлеть свой образ не просто реалистично и в соответствующей стилистике аутентичных классических художественных приемов Нестерова, Сурикова, Билибина, но еще и возможность узнать, какую вдохновенность способен вложить этот мастер в каждого своего героя. Примерно такую же экспрессивность и вдохновенность, с которыми были написаны эти мужские...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
...и семейные портреты:
|
|
|
|
|
|
|
|
Не отставая от последних веяний в мире живописи, Александра Валерьевна по желанию клиента может также нарисовать чудесный портрет с фотографии на заказ. Причем любые произведения станковой живописи (и портрет на заказ по фото, и портрет с натуры) могут быть выполнены во вполне классической манере, но с учетом мнения клиента и его творческих задумок: сюжет, фон портрета, одеяние заказчика, атрибуты эпохи и непосредственно исторический период возможно изменить настолько, насколько позволяет фантазия клиента. А художница всегда сумеет подсказать, какие именно вариации и детали картины покажут вас в наиболее выгодном свете.